Государственный контроль качества МИБП
В соответствии с рекомендациями ВОЗ каждая страна, которая производит биологические препараты или не производит, но импортирует их, должна иметь свой регулирующий орган, отвечающий за государственный контроль качества МИБП. По мнению ВОЗ, такой регулирующий орган должен:
– иметь опубликованный свод требований в отношении регистрации и лицензирования вакцин;
– осуществлять надзор за испытаниями эффективности и пригодности вакцин в полевых условиях;
– иметь систему выдачи разрешений на серии вакцин;
– использовать лабораторный контроль препаратов;
– осуществлять систематическое инспектирование предприятий на предмет соблюдения правил ОМР при производстве вакцин;
– осуществлять оценку клинической эффективности вакцин.
В связи с распадом СССР, организацией многочисленных мелких производств, грубыми нарушениями правил реализации МИБП, появлением на рынке незарегистрированных отечественных и зарубежных МИБП возникла острая необходимость в укреплении и совершенствовании системы надзора за качеством МИБП. Принимая во внимание сложившуюся ситуацию и рекомендации ВОЗ, Правительство Российской Федерации издало постановление № 1241 от 18.12.95, в котором возложило функции Национального органа контроля МИБП Российской Федерации на ГИСК им. Л.А. Тарасевича.
Национальный орган контроля МИБП осуществляет экспертизу нормативно-технической документации на препараты, проводит испытания новых препаратов с целью их регистрации, осуществляет
сертификацию производственных серий вакцин, проводит научную работу по совершенствованию методов стандартизации и контроля МИБП, разрабатывает национальные стандарты и требования к условиям производства и контролю качества МИБП.
В структуру Национального органа контроля, кроме ГИСК им. Л.А. Тарасевича, входят 7 испытательных организаций: Онкологический научный центр, Гематологический научный центр, Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И. Марциновского, Научно-исследовательский кожно- венерологический институт и др., отвечающие за контроль качества отдельных групп МИБП.
При Национальном органе контроля МИБП функционирует номенклатурная комиссия, комиссия по ОМР и Комитет по медицинской этике. Важную роль в контрольно-разрешительной системе играет Комитет МИБП при Минздраве России, в состав которого входят ведущие эксперты в области разработки, производства, контроля и применения МИБП. Заключения комитета являются основанием для принятия решения о регистрации новых вакцин или об изъятии устаревших.
Национальный орган контроля МИБП имеет право запрещать применение вакцины при несоответствии ее качества установленным требованиям, переводить контроль вакцины с выборочного на сплошной, приостанавливать действие ранее выданного сертификата на право производства вакцины, представлять Минздраву России материалы для решения вопроса о прекращении производства устаревших вакцин или вакцин, не соответствующих по качеству установленным требованиям.
Государственный контроль качества вакцин осуществляется на этапе регистрации новых препаратов и в пострегистрационный период. На первом этапе проводятся доклинические, клинические испытания МИБП и контроль за соблюдением надлежащих условий освоения препаратов на предприятии.
Процедура регистрации новых МИБП включает:
– экспертизу нормативной документации;
– доклинические испытания МИБП;
– контроль лабораторных и экспериментально-производственных серий МИБП для клинических испытаний;
– клинические испытания МИБП;
– согласование планов размещения производства МИБП;
– контроль 3 первых производственных серий МИБП;
– инспектирование предприятия и выдачу сертификата производства МИБП;
– выдачу лицензий на производство и реализацию МИБП;
– внесение МИБП в государственный реестр лекарственных средств.
Испытания новых МИБП проводят в несколько этапов