Формирование иммунитета в постнатальном периоде
Молоко матери является для новорожденного не только источником питания, но и мощным фактором защиты ребенка от патогенов, попадающих на слизистую оболочку кишечника.
Хотя новорожденные имеют иммунную систему, способную формировать гуморальный и клеточный иммунитет, у них еще нет иммунной памяти на антигенные раздражители. Вместе с тем благодаря пассивному иммунитету дети до 3-месячного возраста редко болеют дифтерией, краснухой и корью.
Образование IgA у новорожденного начинается в двухнедельном возрасте, а ^О — в одномесячном. ^О материнского происхождения подвергается расщеплению. Его уровень снижается у 3-6-ме- сячного ребенка, что приводит к физиологической гипогаммагло- булинемии (табл. 19).
Активный синтез ^Е начинается в раннем грудном возрасте, небольшое повышение уровня ^Е продолжается до 10-летнего возраста.
Повышенное содержание IgM и IgA, которые не проходят через неповрежденную плаценту, свидетельствует о нарушении проницаемости плаценты или о выработке иммуноглобулинов плодом после его внутриутробной инфекции. Патология плода во внутриутробном периоде может привести к проникновению в плод антигенов или антител, преждевременному включению иммунологических механизмов и формированию у плода различной патологии.
Для детей до 6 лет характерен абсолютный и относительный лим- фоцитоз в крови. Лимфоидная ткань ребенка в раннем возрасте отвечает на инфекционные агенты выраженной гиперплазией, которая сохраняется длительное время после окончания инфекции.
При прохождении плода по родовым путям бактерии впервые проникают в его ротовую полость, первоначальная микрофлора представлена лактобациллами, энтеробактериями, коринебактери- ями, стафилококками и микрококками, через 2-7 дней она замещается бактериями, обитающими в ротовой полости матери и персонала родильного отделения. Дыхательные пути новорожденного обычно стерильны и колонизируются микроорганизмами в течение первых 2-3 сут жизни.
Кишечник новорожденного заселяется грамотрицательными бактериями, содержащими эндотоксин, уже в первые дни его жизни. В последующем кишечник становится постоянным источником эндотоксина, защита от которого обеспечивается материнскими антителами, поступающими трансплацентарно или с молоком матери, а через год — антителами самого ребенка.
В желудке здорового человека бактерий практически нет, верхние отделы тонкой кишки слабо заселены микроорганизмами, мощный резервуар бактерий находится в нижних отделах тонкой кишки и в толстой кишке. Нормальная микрофлора, особенно бифидобактерии и лактобациллы, проявляют выраженный антагонизм, направленный против патогенных бактерий. Кроме того, резидентная микрофлора играет большую роль в различных метаболических процессах, в обеспечении организма человека ионами Бе2+ Са2+, витаминами К, Б и витаминами группы В.
В онтогенезе иммунная система человека проходит несколько критических стадий. Первая стадия совпадает с рождением, когда на организм обрушивается огромное количество антигенов. Для этой стадии характерна сниженная резистентность к условно- патогенной, гноеродной, грамотрицательной флоре и некоторым вирусам, например вирусу герпеса, цитомегаловирусу и др. У новорожденных в крови отсутствует, что обусловлено, вероятно, слабым развитием местного иммунитета. В 5-дневном возрасте происходит первый перекрест в содержании форменных элементов крови с увеличением содержания лимфоцитов.
Вторая стадия соответствует 3-6 мес жизни ребенка, когда иммунитет ослабляется в связи со снижением концентрации материнских антител. При большинстве инфекций происходит преимущественно синтез ^М-антител, который не оставляет надежной иммунологической памяти. Для детей раннего возраста характерен дефицит секреторньх 1^ТА. Количество ЕК-клеток в крови значительно ниже, чем у взрослых. Имеется недостаток интерферона и других цитоксинов. Наиболее частой причиной легочных заболеваний в раннем детском возрасте являются респираторный синцитиальный вирус и вирус парагриппа.
Третья критическая стадия соответствует 2-му году жизни ребенка. Синтез антител переключается с ^М на ^О. Появляются В-клетки, синтезирующие 1^тСт 1 и 1уСтЗ, а затем 1202 и ^04. Повышается уровень IgA. Дети по-прежнему чувствительны к респираторным вирусным инфекциям, появляются иммунокомплексные, аутоиммунные и атопические заболевания.
В четвертой стадии (4-6-й год жизни) происходит второй перекрест в содержании форменных элементов крови, уменьшается относительное число лимфоцитов. Уровень ^Ст и ^М соответствует таковому у взрослых, концентрация IgA увеличивается почти в 2 раза. У отдельных детей появляются хронические пневмонии, пиелонефрит, гломерулонефрит.
Пятая критическая стадия (подростковый возраст) наступает у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 14-15 лет. Увеличивается число аллергических болезней, обостряются хронические воспалительные заболевания. В этой стадии можно достичь максимальных титров антител на вакцинацию.
Присутствие антител у новорожденных затрудняет проведение ранней вакцинации. Антитела снижают иммуногенную активность антигенов, специфический ^О нейтрализует живой вакцинный вирус и препятствует его репликации, которая необходима для развития иммунитета. В связи с этим коревую и парогитную вакцину вводят детям не ранее годовалого возраста. Механизм действия материнских антител на формирование поствакцинального иммунитета заключается не только в инактивации вводимых антигенов, но и в подавлении образования антител у плода по принципу обратной связи. Кроме того, новорожденные получают материнские антитела, преимущественно секреторные 1^ТА, с грудным молоком, которые способны создавать местный иммунитет в желудочно- кишечном тракте к многим возбудителям кишечных инфекций.
Дети, родившиеся у матерей с инфекционно-воспалительными заболеваниями, относятся к группе риска иммунной и гнойно- септической патологии. В этом случае иммунные реакции у детей имеют общие признаки: снижение числа и активости Т-лимфоци- тов, повышенный синтез ^М, ускорение продукции IgA и ослабление выработки ^О.
Основной причиной возникновения вакциноассоциированных инфекционных заболеваний является наличие у детей иммуноде- фицитов и иммунодефицитных состояний. Иммунодефицитное состояние или иммунная недостаточность проявляются в неспособности организма отвечать реакциями гуморального или клеточного иммунитета вследствие врожденного (первичного) или приобретенного (вторичного) дефекта иммунной системы. При врожденной недостаточности наблюдается генетически обусловленный дефект развития какого-либо звена иммунной системы.
Проявления приобретенных иммунодефицитов весьма разнообразны, при этом происходит селективное поражение Т- или В-системы или обеих систем одновременно. При инфекциях появление иммунодефицитных состояний связано прежде всего с чрезвычайно высокой антигенной нагрузкой на организм и ограниченностью резервов иммунной системы. Иммунитет в этих случаях не достигает порога, обеспечивающего избавление организма от возбудителей инфекции.
Кроме выраженных иммунодефицитных состояний, существует множество переходных форм иммуносупрессии. Иммуноде- прессия является проявлением иммунодефицита или возникает при индукции некоторых видов толерантности, конкуренции антигенов и т.п.
Наличие иммунодефицита является противопоказанием к проведению прививок живыми вакцинами. Аттенуированные вирусные и бактериальные вакцины, безопасные для здоровых детей, могут вызывать тяжелые инфекции у детей с дефектами иммунной системы.
Важное значение имеет ранняя диагностика врожденных иммунодефиците®, так как дети с этим видом патологии требуют особого ухода и проведения ряда профилактических и лечебных мероприятий.
Для диагностики иммунной недостаточности проводятся определение иммунного статуса, рентгенологическое исследование тимуса и биопсия лимфатических узлов и костного мозга.
Иммунотерапия и иммунокоррекция иммунодефицитных состояний могут быть специфическими, направленными на стимуляцию специфического иммунитета, или неспецифическими, влияющими на иммунную реактивность к многим видам антигенов. Иммунотерапия и иммунокоррекция могут быть активными, рассчитанными на образование эндогенных иммунных факторов в самом организме, или пассивными, рассчитанными на поступление этих факторов извне.
У детей с первичными тяжелыми комбинированными иммуно- дефицитами применяется метод пересадки клеток эмбриональной печени, которые еще не приобрели выраженные аллоантигенные свойства. Трансплантация клеток костного мозга, тимуса и других лимфоидных органов требует тщательного подбора доноров по антигенам гистосовместимости.